|
|
ГЛАВА XVII. Облачный силуэт женщины с чашей на
багряном фоне догорающей вечерней зари |
|
И снова выступил н а н е б е один из семи
о б л а ч н ы х вестников, имевших ранее семь чаш. И стал внушать
1) мне:
- Пойдем, я покажу тебе приговор над великой самопродажницей (государственной
церковью) 2), сидящей на множестве волн - н а р о д о в.
Ее покупали цари земные, и напоены обитатели Земли вином ее безнравственности.
И увел он меня в восторженном состоянии в пустынное место. И увидел я оттуда
(в силуэтах облаков на огненном фоне вечерней зари) женщину, сидящую на багряном семиголовом
звере с десятью рогами, наполненном символами богохульства (созвездием Самка Гидры). И была
женщина одета в порфиру и багряницу в е ч е р н е й з а р и
и украшена золотом и жемчугом и драгоценными камнями. В руке ее была Золотая Чаша (из облаков или
на Самке Гидры, рис. 51), наполненная мерзостями и нечистотами ее безнравственности. А на лбу ее
надпись:
ТАИНСТВО! 3).
Великая Твердыня "Врата господни", мать блудников и мерзостей земли!
И я видел, что женщина эта была обагрена (на в алом фоне зари) кровью ищущих
правды и провозвестников Иисуса, и, рассматривая ее, я дивился великим удивлением. Но вестник сказал
мне:
- Чему ты удивляешься? Я объясню тебе таинство этой женщины и носящего ее семиголового
зверя с десятью рогами. Зверь, которого ты видел, был и нет его теперь (империя уже разделилась
между Аркадием и Гонорием) 4), и должен будет снова выйти из бездны,
чтобы пойти на свою погибель. И будут удивляться живущие на Земле, имена которых не записаны в
предвечном 5) свитке жизни, глядя на зверя, который был ранее и не существует
теперь, но явится.
Здесь мудрый смысл: семь голов - это семь холмов, на которых сидит женщина
(государственная церковь), и в то же время это семь царей 6).
Пять из них уже царствовали (Константин, Констанций, Юлиан, Валент и Феодосий), шестой
(Аркадий) есть теперь, а седьмой (Иoвиан, провозглашенный в 363 г. во время похода, но умерший,
не дойдя до Византии) еще не пришел, а когда придет, то недолго ему быть (только до 13 марта
399 года).
Зверь же, который был ранее (в туче) и не существует теперь, есть восьмой
властелин (сама Империя), и с о с т о и т из этих
семи и пойдет в погибель.
А десять рогов, что ты видел, это десять царей, которые еще не получили
царств, но получать с помощью зверя и м п е р и и на один час.
Все они будут иметь тот же самый образ мыслей и отдадут силу и власть свою в распоряжение зверя.
Они будут воевать с Овном, но Овен победит их, потому что он властелин властелинов и царь царей, и с
ним будут все желанные, и избранные, и верные.
И сказал он мне еще:
- Волны С р е д и з е м н о г о моря, которые ты видишь
там, где сидит продажная женщина, представляют собою народные скопища и толпы, племена и наречия.
А сама женщина изображаете собою Великую Твердыню г о с у д а р с т в е н н у ю
ц е р к о в ь, царствующую над земными царями 7).
Десять же рогов, которые ты видел в т у ч а х
на звере, возненавидят ее и разорят, и отнимут ее одежды, и пожрут, и сожгут ее в
огне. Потому что бог вложил в их сердца исполнить его волю, только одну эту волю, и затем отдать их
царства зверю, пока не исполнятся слова бога.
|
|
|
Рис. 50. Облачный силуэт на созвездиях Самки Гидры и Чаши.
|
|
Рис. 51. Созвездие Самка Гидры и Чаша, по манускрипту Grienberger'а, 1612 г.
|
|
|
1) λαλέω - звучу, щебечу, болтаю, нашептываю.
2) То есть фракцией Феофила Александрийского, господствовавшей
в 395 году в Византии. Весь этот период византийской истории был ознаменован беспощадной борьбой
государственной церкви в Византии с фракциями первоначального христианства, не признававшими союза
церкви и государства.
Во главе оппозиции стоял в это время самый талантливый проповедник первых веков
христианства - Иоанн Хризостом. В последней части моего исследования я покажу, что Апокалипсис почти
несомненно - один из его памфлетов.
3) μυστήριον значит религиозное таинство,
мистерия. Для обычной же тайны, секрета, употреблялись другие слова, напр.:
τα κρυπτα. Здесь дело идет несомненно о таинстве причащения, которое одно совершалось и совершается в
золотых чашах во всех восточных церквах.
Очевидно, византийские епископы IV века прибавляли в вино для причащения какой-то
"мерзости", придававшей вину вид и вкус крови, и выдавали это превращение за чудо. Только тогда и
становятся понятны все выражения Иоанна, встречаемые в этой книге, и то, почему (в гл. 16) он хотел
заставить всех, служащих зверю (церкви и империи), пить кровь. Вот дальнейшие места Апокалипсиса,
утверждающие в той же мысли:
"Все народы отведали возмутительного вина ее блудливости
(πορνείας, гл. 18)" . . . '' Поступите с ней так, как она поступала с вами!
Отплатите ей вдвое за ее выдумку: в чаше, в которой она разбавляла вам вино, разбавьте ей самой вдвое
(гл. 18)" . . . " микстурою (φαρμακεια) твоею введены в
заблуждение все народы (гл. 18)" . . . " Кто преклоняется перед зверем, будет пить вино божьего
возмущения, приготовленное без примеси в чаш его гнева (гл. 14)!
Читатель сам увидит другие места в том же самом роде. Если бы византийские епископы
государственной фракции прибавляли в вино чистой теплой воды, то автору не зачем было бы называть эту
смесь мерзостью и нечистотой, и угрожать Великой Твердыне, что ей самой разбавят вдвое тем же способом.
Прибавлю еще, что Вавилон (Баб-Илу) значит в переводе "Врата господни", чем и
объясняется применение Иоанном этого названия к Византийской церкви.
4) В январе 395 года, за восемь месяцев до этой бури.
5) άπό καταβο
λής κόσμου
- от начала мира. Это выражение, по-видимому, относится к стоящему перед ним слову
βιβλίον. В копии, с которой я переводил, вся эта фраза
поставлена в скобки, как вводная.
6) Основатель Византийской империи Константин I, с 330 до 337
года, и его наследники: Констанций (337-361); Юлиан (361- 363); не дошедший до Византии Иовиан
(363-364); Валент (364-378); Феодосий (378 - 17 января 395 г.); и, наконец, Аркадий (17 янв. 395 -
408 г.)
7) Эту фразу, поставленную, по-видимому, пропустившим ее
переписчиком в конце главы, я перенес сюда, чтобы сохранить логический смысл всего места.
|
|
дальше... |
|
|