Само "Откровение в грозе и буре" дает целый ряд указаний на
личность своего автора. Вот, например, некоторые из них:
1. Автора звали Иоанном.
2. Он жил в Малой Азии или около нее.
3. Он жил в конце четвертого века.
4. В 395 году он был не очень молод, потому что пишет как человек,
пользующийся авторитетом в семи городах Малой Азии, и не очень стар, так как
сохранил к этому времени все свое воображение и впечатлительность к окружающим
явлениям природы.
5. Он обладал недюжинным литературным талантом и сильным
красноречием, как это видно из "плача сильных над гибелью великой твердыни" и
других глав книги.
6. Его обычный язык был греческий. Слог, которым он пишет,
обнаруживает опытную руку, а потому делается несомненным, что он написал не только
одно это произведение, но и ряд других книг на греческом языке, о которых не могло
не остаться исторических воспоминаний.
7. Он родился в богатой семье, так как драгоценные камни были для
него настолько обычная вещь, что он без пояснений употребляет их для определения
оттенков утреннего неба или облаков, совершенно не давая себе отчета в том, что для
большинства людей названия этих редких вещей - простые звуки, не вызывающее никакого
представления. В такую ошибку постоянно впадают авторы, с детства привыкшие к
чему-нибудь очень редкому для остальных.
8. Он получил блестящее по своему времени образование, потому что
прекрасно владел астрономией, математикой и т.д. Допустить, что это был рыбак, или
пастух, или что-нибудь в таком роде, было бы просто смешно.
9. Он был христианским теологом.
10. Он был революционером и республиканцем, так как мечет громы и
молнии на земных царей.
Но в первые века нашей эры выдающиеся литераторы, поэты и
революционеры были не настолько часты среди греков, чтоб их пришлось долго
разыскивать, когда и имя, и место, и время их жизни совершенно точно определены.
Можно с уверенностью сказать, что если хоть один из малоазиатских Иоаннов конца
IV-го века окажется удовлетворяющим всем этим требованиям, то другого уже не стоит
и искать.
Вот почему, как только было закончено мое астрономическое
вычисление, давшее 395 год, я сейчас же обратился к истории первых четырех веков
христианства и сразу натолкнулся на такую древнюю знаменитость, которой имя дошло и
до наших дней: на замечательного византийского демагога, оратора и писателя, Иоанна
Антиохийского, называемого Хризостомом, или Златоустом.
Все в его биографии соответствовало приведенным мною требованиям и
указывало, что автор был именно он, и что непримиримая ненависть к нему византийского
императора и клерикалов находилась в прямой связи с опубликованием этой самой книги.
Вот вкратце его биография, которую я составляю главным образом на основании
древнегреческих сказаний о его личности. Как ни скудны и односторонни эти источники,
но фактическая часть их совершенно достаточна, чтобы доказать справедливость моей
догадки, что он был истинным автором разбираемой нами астрологической книги конца
IV века 1).