Откровение в грозе и буре

Николай Морозов


 

ПРИЛОЖЕНИЕ III. Старинные книги, подложность или анахронизм которых обнаруживается астрономическим определением появления Апокалипсиса


После того, как появилось первое издание моей книги, двумя или тремя из ее критиков было употреблено выражение, будто я не знал о том, что некоторые документы, где цитируется Апокалипсис, относятся теологами к первым трем векам христианской эры, т.е. предшествуют вычисленному мною времени. Это выражение не верно. Еще во время заключения в Шлиссельбургской крепости я знал все это из теологических "экзегетик", имевшихся в нашей библиотеке в непропорционально большом количестве. Я даже, как может убедиться сам читатель, упоминал об этом в различных местах V части "Откровения в грозе и буре", а в конце книги даже построил гипотезу относительно того, как могли произойти такие исторические недоразумения и подлоги. Все это осталось без изменений и в этом 2-м издании.

Дело было совершенно иначе, чем думали мои оппоненты. Убедившись в справедливости своего вычисления и прочности его астрономического фундамента 1), я сразу понял, что чем более мне удается обнаружить своим исследованием подложных документов, загромождающих истину в истории эволюции идей и религиозных верований первых веков нашей эры, тем больше научной ценности будет иметь моя книга.

И я пытался много раз по выходе на свободу проследить документально, как далеко простираются в глубь веков корни этих предрассудков, но почти везде я натыкался на одну и ту же непроницаемую стену - XVI и XVII века, далее которых ничего не мог рассмотреть... Почти все латинские и греческие документы, на которых новейшие теологи основали принадлежность нашего библейского Апокалипсиса первым трем векам, оказывались (когда я их разыскивал в петербургской Публичной библиотеке или в других специальных книгохранилищах) имеющимися лишь в изданиях XVI и XVII веков, т.е. в виде книг, вышедших через полторы тысячи лет после смерти их авторов, и без указания, где находятся манускрипты, с которых производилось печатанье, а также кем и когда они были переведены и переписаны с неизвестных в настоящее время подлинников.

Появление первого издания моей книги заставило некоторых исследователей заново перерыть исторические архивы, главным образом с целью возражения мне, но, как я и ожидал, никаких веских возражений не оказалось. За непроницаемую стену XVI и XVII веков и им почти ни разу не удалось пока проникнуть в смыслеЕ документальности... А я первоначально рассчитывал обнаружить своим исследованием подложность многих документов по крайней мере VII или VIII века!

Конечно, время выхода первого издания моей книги было лишь пять месяцев тому назад, и многого нельзя было сделать в этот срок. Все интересное, что я получил до сих пор, заключается главным образом в поисках Б.Ф.Павлова, разыскавшего целый ряд интересных цитат из старинных изданий. Привожу их почти целиком.

I

В сочинениях, приписываемых Тертулиану, жившему в 3 веке (?) по латинскому изданию 1664 г. 2), в полемической книге против Марциона 3) находится фраза:

"Имеем и Иоанна вскормленные церкви, ибо хотя Марцион отвергал его Откровение, однако ряд епископов, рассмотревший дело до начала, постановил автора в Иоанне (Habemus et Ioannis alumnas ecclesias. Nam etsi Apocalipsim eius Marcion respuit, ordo tamen episcoporum ad originem recensus m loannem stabit auctorem) ".

Уже самое безграмотное выражение этой фразы "вскормленные церкви" показывает, что она должна принадлежать перу средневековых переписчиков. Действительно, в предисловии и сказано, что сочинение это взято из рукописи, приписываемой Агобарду, архиепископу лионскому, жившему в 9 веке (ex codice antiquissimo Agobardi), но где эта рукопись, не указано. Притом же здесь нельзя даже сказать, о каком Апокалипсисе идет дело: о нашием библейском или каком-нибудь другом, приписывавшемся в древности Иоанну.

Зато в другом сочинении, приписанном Тертулиану, "Liber de ressurectione" ("Книга о воскресении мертвых", в известной коллекщи Migne'я, без указания источников), находится почти полное изложение предсказания нашего современного Апокалипсиса. Таким образом, вся эта книга должна быть в настоящее время признана подложной, вышедшей не ранее 5 века.

II

В сочинениях, приписываемых Клименту Александрийскому (2 или 3 век ?), в латинском издании 1688 года 4) находятся две фразы:

Первая в книге Педагог 5):

"Властелина, употреблявшего такие одежды, видел в видении, - говорит Откровение: видел души тех, кто были свидетелями под Жертвенником и даны каждой белые одежды (Tali vesti utentem Dominum in visionem vidisse, dicit Apocalipsis: vidi animas eorum qui testes fuerant, - sub Altari et data est unicuique vestis Candida)".

Это место представляет несомненно цитату из нашего библейского Апокалипсиса и потому не можете быть написано ранее, чем в 5 веке.

Второе место находится в книге Stromatum 6) в таком виде:

"Но помимо надежды обещанной почести сказано: вот властелин, и награда его перед его лицом, чтоб воздать каждому по делам его, чего глаз не видел, и ухо не слышало, и в сердце человека не входило, приготовил бог тем, кто его почитает (Ессе Dominus et merces eius a facie ejus ut reddat unicuique secundum opera sua, quae oculus non vidit et auris non audivit et in cor hominis non ascenderunt, quae praeparabit Deus iis qui ipsum diligunt)".

Это место ровно ничего не говорит ни уму, ни сердцу. Фраза в начале этой цитаты "воздать каждому по делам его" действительно употреблена и в Апокалипсисе (22,12), но она такая обычная у христианских писателей, что в обеих книгах могла быть употреблена совершенно независимо. Указание же (Арос. 22,12) сделано на полях книги уже самим ее издателем Daniel'ем Gensius'ом. В предыдущем гейдельбергском издании 1592 г. никаких указаний на Апокалипсис нет.

III

В сочинениях, приписываемых Юстину Философу 7), в парижском издaнии 1742 года есть такое место:

"Сюда же присоединяется, что у нас муж, именем Иоанн, один из апостолов Христа, в откровении, сделанном ему, предсказал, что верующие в нашего Христа будут жить тысячу лет, а после того будет всеобщее, словом сказать, вечное воскресение всех вместе, а потом суд (Hue accedit quod vir apud nos nomine loannes, unus ex Christi Apostolis in Revelatione ipsi facta, mille annos Ierosolimis traducturos praedixit eos, qui Christum nostro credide rint, ac postea generalem, et, ut verbo dicam, aeternam unanimiter simul omnium ressurectionis et indicium futurum)".

Это, насколько мне известно, единственная фраза, которой снабдил Юстина средневековый редактор (или даже составитель) его сочинения. Приведена же она исключительно для доказательства уже господствовавшей в средние века идеи о тысячелетнем господстве Иисуса на Земле. Апокалиптическое происхождение ее несомненно.

IV

В сочинении "Пять книг против ересей", приписываемом Иринею Лионскому, жившему, как думают, во 2-м веке, имеется в V книге много толкований на наш библейский Апокалипсис. Там в главе 23 неизвестный автор говорит между прочим, что число 666 предвещает кончину миpa в 6000 году (!?) от "сотворения миpa" (т.е. в 2239 по Р.X.), если считать по еврейскому способу, что Егошуа-Христос родился через 3761 год от этого замечательного дела. Затем в главе 30 приводится и вычисление "имени зверя", которому, по розыскам автора, удовлетворяют кроме имени λατείνος (латинский) еще два слова: έυάνθας (хорошо посвященный) и τειτανος (тейтан) (тейтан). Это первое из приведенных до сих пор сочинений, где ссылки на наш библейский Апокалипсис обильны и никак не могут быть объяснены вставками средневековых корректоров и дополнителей. Но и здесь меня уже опередил Гарнак, который доказал историко- лингвистическими соображениями, что эта книга подложна и написана "не ранее начала V века".

V

В сочинениях, приписываемых Сульпицию Северу, умершему в 421 году и действительно знавшему не только о существованш Апокалипсиса, но и о спорах относительно его автора, находится в книге "Священная История" 8) следующее место:

"Тем временем Иоанна, апостола и евангелиста, сослал на остров Патмос, где тот, по открытии ему скрытых тайн, написал и выпустил святую книгу Апокалипсис, которая однако многими, по глупости или нечестию, не принимается (Quo tempore loannem, apostolum utque Evangelistum, in Pathmum insulam re-legavit, ubi ille arcanis sibi misteriis relevatis librum sacrae Apocalypsis, - qui quidem a plerisque aut stulte aut impie non recipitur,-conscriptum edidit)".

Последние строки этой цитаты указывают на споры об авторе Апокалипсиса в 20-х годах 5-го века и этим подтверждают мои соображения о том, что Иоанн Хризостом был лишен авторских прав на эту книгу еще при своей жизни в самом начале 5-го века. Для Сульпиция, как сторонника государственной церкви в Византии, все, кто не признал решения собора, осудившего Иоанна и приписавшего Апокалипсис легендарному ученику Христа, должны были действительно представляться или глупцами или нечестивцами. Так он и написал в своей книге.

VI

Среди тысячи бесед и множества других сочинений, приписываемых Оригену (185 - 254 г.г.), значительная часть которых уже признана историками подложными, находятся несколько упоминаний об Апокалипсисе. Из них я привожу лишь два образчика по латино-греческому изданию Migne'я: "Полный курс науки о святых отцах" 9) 1858 года.

В сочинении "Гомилии на книгу Иисуса Навина (§ 412)" приведена средневековым редактором или составителем такая фраза: "Ничем не менее прибавила к этому и труба Иоанна, звучащая в его письмах и Апокалипсисе, а также и Лука, описывающий деяния апостолов".

В комментариях на евангелие Матвея (Migne, t. 13, § 720) приписана Оригену целая фраза из первой главы Апокалипсиса в таком виде:

"Сам Иоанн сказал в Апокалипсисе собственными словами: "Я, Иоанн, ваш брат и участник в скорби и царстве и терпеливом ожидании Иисуса, был на острове, называемом Патмос, со словом божиим и т. д. (Ioannes ipse tradit in Apocalipsi his verbis: ego loannes fra-ter vester et particeps in tribulatione et regno et patientia in Jesu fui in insula, quae appellatur Patmos, propter verbum Dei etc.; et in insula quidem divinitas ipsi nun-ciata videtur Apocalypsis)".

И, наконец, в 14 томе библиотеки Migne'я помещены целыеЕ 32 книги подложных комментариев Оригена на апостола Иоанна (Commentariorum in Ioannem), где очень много совершенно точных цитат из Апокалипсиса. Уже и прежде сочинения эти казались сомнительными историкам, теперь их безусловно приходится считать подложными.

VII

В сочинении "Апокалиптические этюды", приписываемом епископу Викторину (умершему, как думают, в 393 г., т.е. за два года до действительного появления Апокалипсиса), по болонскому изданию 1558 года 10), сделанному с рукописи, найденной тогда в Monte Casino, находится целый ряд толкований на Апокалипсис.

Здесь при разборе главы 12 Апокалипсиса средневековый автор рабски следует разобранному нами выше Иринею, подложность которого уже и ранее меня была обнаружена Гарнаком. Неизвестный средневековый Викторин принимает, что имя тейтан наиболее достоверное имя антихриста из всех приводимых Иринеем, а затем приводить еще и свои допущения: он находит, что тому же числу удовлетворяете еще (несуществующее) греческое слово άντεμος (антемос) и, кроме того, - латинское diclyx (!!), если написать его заглавными буквами DICLVX и принять эти буквы за латинские цифры.
D=500
I= 1
С =100
L= 50
V= 5
Х= 10
Сумма = 666

Затем он утверждает, что то же самое страшное число дает и готское слово yevoiqpixos, если с ним проделать аналогичную операцию, вероятно, по готской азбуке.

Вся эта средневековая схоластика, пущенная во весь карьер, уже и без моих вычислений времени Апокалипсиса могла бы показать подложность сочинений епископа Викторина и принадлежность их какому-либо одноименному монаху средних веков.


Этими немногими образчиками древних упоминаний об Апокалипсисе я и ограничусь в настоящее время, предоставляя моим оппонентам разобрать ценность остальных. Подложность многих из них уже была указываема и до меня. Так, трудолюбивый коллектор Migne в 218 томе своей коллекции древнехристианских писателей относит к "сомнительным" сочинения Тертулиана против Марциона, а также комментарии на Апокалипсис Амвросия (умершего в 397 году) и Аврелия Августина (умершего в 406 году), несмотря на то, что первое сочинение является одним из самых древних манускриптов. Оно было издано в Париже в 1548 году с рукописи, хранившейся в одном из английских монастырей.

Я хотел здесь лишь показать читателю, что от всех древних авторов нас отделяет непроницаемая завеса средних веков. Ни одного документа, заключающего хоть малейшие намеки на наш церковный Апокалипсис, не дошло до нас от того времени. Все, что мы имеем, это в лучших случаях манускрипты конца средних веков, а в большинстве - прямо печатные издания 16-17 веков, сделанные по неизвестно откуда взятым рукописям. Какую историческую ценность могут иметь такие документы? Они могут иметь значение лишь для характеристики средневековых представлений, да и то лишь в том случае, если путем вычислений, аналогичных приведенному в этой моей книге, или путем чисто исторических и лингвистических соображений нам удастся точно определить время их возникновения.

Июнь 1907 г.


1) По недавнему вычислению пулковского астронома М.М.Каменского, я мог бы на аналогичном фундаменте сделать определения времени для 7962624 книг (т.е. для большего числа, чем существует оригинальных сочинений на всем земном шаре) и рисковал бы по теории вероятностей получить случайное совпадение только один раз! ("Русь", 7 апр. 1907.)

2) Q. Septimi Florentis Tertuliani Opera. Lutecia Parisiorum. 1664. Изд. Rigaltius'a.

3) Adversus Marcionem. Lib. IV. § V. p. 415 (D).

4) Clementis Alexandrini Opera. Coloniae. i688 (изд. Daniel'я Gensius'a, а перед ним греческое издание 1592 г. в Heidelberg'е Fredericus'a Sylburgio Veter'a).

5) Paedagogus. Liber II, p. 201 (А) в издании Daniel'я Gensius'a.

6) Stromatum. Liber. IV p. 529 (С-D).

7) S. P. Justini Philosophi et Martins Opera. Parisiis, 1742, p. 179 (С).

8) Sulpici Severi presbyteri Opera omnia. Lugdunum Bataviorum (Лейден). Изд. Georgius'a Hornius^a 1647 г. Sacra Historia, lib. II, P. 379.

9) Migne: Patrologiae Cursus Completus. 1858 г. Patrologiac Graecae tomus 12: Origenis Opera Omnia.

10) Sancti Victorini, episcopi Petavoniensis et martyris scholia in Apocalipsin beati loannis. Edidit Basilius Mellanius. Bononiae (Болонья) 1558 г. Перепечатано у Migne: Patrologiae Cursus Comple-tus t. V, p. З17-344.


конец


наверх
Сайт управляется системой uCoz